Роспотребнадзор информирует: Маркировка духов и туалетной воды с 2021 года

Речь идет о правках, приятых решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 32 от 29 марта 2019 г. и вступивших в силу с 6 мая 2020 г. Теперь ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» действует в новой редакции.
При этом, на основании решения Коллегии ЕЭК № 112 от 9 июля 2019 г., установлен переходный период введения в действия изменений в ТР ТС 009/2011. Согласно документу, свидетельства о госрегистрации парфюмерии и косметики, для которой были актуализированы требования безопасности, выданные до 5 мая 2020 г., смогут применяться еще 3 года – до 5 мая 2023 г. Обе даты включены в период для адаптации бизнеса. Вносить изменения в действующие свидетельства о госрегистрации  не требуется. После окончания переходного периода нужно будет оформлять новое свидетельство по новым нормам.
С 1 октября 2020 года в России началась обязательная маркировка парфюмерии. Как и в случае с другими видами маркировки, бизнес по продаже туалетной воды и духов получил возможность поэтапно перейти на новые правила работы. В сфере парфюмерии были обозначены следующие сроки:
До 31 марта 2020 года — подготовка производителей и импортеров, регистрация всех участников рынка в системе Честный знак.
С 1 октября 2020 года — запрещены производство и импорт парфюмерной продукции без маркировки. Отечественные производители должны наносить код DataMatrix на упаковку уже на заводе. Импортеры должны маркировать товар на производстве или в процессе транспортировки, но не позднее момента, когда он попадет на таможенный контроль. При этом все еще можно продавать туалетную воду и духи без маркировки, если они были произведены или импортированы в страну до 1 октября 2020 года.
С 30 сентября 2021 года — полностью запрещена продажа парфюмерии без маркировки. Все участники рынка, от производителей до розничных точек, должны фиксировать в системе факт приемки-передачи товара и вывода его из оборота.
Перечень духов, подлежащих маркировке, указан в постановлении Правительства № 1957 от 31 декабря 2019 г. (раздел “Общие положения, п. 2). В него попали товары, соответствующие коду 3303 00 ТН ВЭД ЕАЭС и кодам ОКПД 2 группы 20.42.12.
В эту группу входят:
1) 20.42.11.110 Духи
2) 20.42.11.120 Вода туалетная
3) 20.42.11.130 Одеколоны.
В том же постановлении ниже, в пункте 3 указано, какие духи и туалетную воду не нужно маркировать. Это вся парфюмерия, которая не предназначены для продажи конечному потребителю: выставочные образцы, пробники, тестеры.
Важно: розничная точка имеет право принять товар как маркированный, а потом перевести его в статус “тестера”. Для этого необходимо провести в Честном знаке операцию выбытия из оборота, указав в качестве причины продажу по образцам.
Процесс подключения к маркировке парфюмерии схож с другими товарными группами:
1.Оформление электронной подписи (ЭЦП) на имя руководителя организации. Установление программного обеспечения для корректной работы ЭЦП на вашем компьютере.
2.На сайте Честного знака необходимо заполнить заявление на регистрацию и подписать ЭЦП.
3.Необходимо подключить сервис электронного документооборота.
4.Проверьте и при необходимости обновите прошивку кассы и 2D-сканер.
5.Протестировать приемку и выбытие товара из оборота.
6.Обучить персонал работать в Честном знаке.
После появления новостей о старте маркировки парфюмерии у многих участников рынка возник закономерный вопрос: как поступить с остатками продукции? Ведь некоторые позиции из категории “люкс” могут ждать своего покупателя на складе или в торговом зале более года. А времени на распродажу остатков отведено не так много — избавиться от них нужно уже к 1 октября 2021 года.
Изначально маркировка остатков духов не была предусмотрена в законодательстве. Однако 7 ноября 2020 года было подписано Постановление Правительства №1795, которое узаконило такую возможность для товара, произведенного в РФ или ввезенного в страну до 1 октября 2020 года. Таким образом, решается проблема с продажей дорогой парфюмерии, которая может долго стоят на складе или в торговом зале.
Остатки парфюмерии можно маркировать до 31 октября 2021 года, а затем дается еще месяц (до 1 декабря) на ввод их в оборот. При этом при регистрации в период с 1 по 31 октября можно описывать остатки  по упрощенной схеме, не указывая:
1) страну производства;
2) тип продукции;
3) заявленный объем (л, мл);
4) тип упаковки;
5) материал упаковки;
6) номер технического регламента (стандарта);
7) фотоизображение продукции в разных ракурсах.
Продажа немаркированных остатков, ввезенных до 1 октября 2020, по-прежнему разрешена до 30 сентября 2021.
Как изменится работа розничного магазина после внедрения маркировки парфюмерии, можно увидеть на примере двух стандартных бизнес-процессов: приемки товара от поставщика и продажи покупателю.

Перемещение товара от оптовика к розничному продавцу
Было: оформляем заказ у оптовика, подписываем отгрузочные документы на бумаге.
Стало: оптовик перед отправкой заказа создает универсальный передаточный документ (УПД) в системе ЭДО. В нем указан полный перечень товаров, которые будут переданы в розничную точку, и их уникальные коды.
Товаровед или владелец розничного магазина принимает поставку и подтверждает факт прихода товара, приняв УПД в системе ЭДО.

Продажа и возврат
Было: продажа через кассу любым удобным для организации способом, даже без использования сканера. Если покупатель возвращает товар — отдаем ему деньги, пробиваем чек с признаком “возврат”, а товар отправляем обратно на склад/прилавок.

Стало: при продаже обязательно сканируем код Data Matrix. Информация о продаже уходит оператору фискальных данных, а оттуда — в Честный знак. Теперь товар считается выбывшим из оборота. Если покупатель возвращает товар — перед продажей его нужно вновь ввести в оборот через Честный знак. Если при этом код маркировки поврежден и его невозможно считать, проводим перемаркировку.